МегаДом
Электростанции, ИБП, Стабилизаторы, Сварочное оборудование
ОБОРУДОВАНИЕ
СКЛАД
УМНЫЙ ДОМ !!!
ПРАЙС-ЛИСТЫ
НАШИ АКЦИИ!
НАШИ ЗАКАЗЧИКИ
КЛИЕНТЫ
КОНТАКТЫ

ПОМОЩЬ ПОКУПАТЕЛЮ
СОВЕТЫ. СТАТЬИ. НОВОСТИ.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФОРУМ
РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ эксплуатация и обслуживание энергооборудований
СПРАВОЧНИК домашнего электрика
Информационно-технический портал




Информеры - курсы валют
Энергетический центр
Электростанции Электростанции Gesan Электростанции CUMMINS Электростанции SDMO Электростанции газовые
Дизельные Электростанции отечественные Источники Бесперебойного Питания Сварочное оборудование отечественные Сварочное оборудование импортные Стабилизаторы напряжения

К Госплану в мировых масштабах?


  К Госплану в мировых масштабах?

Происходящие ныне на газовых рынках процессы, привычно именуемые либерализацией, уже не втискиваются в узкие рамки действующей терминологии.

 


Новые задачи требуют введения механизмов, которые трудно на­звать механизмами либерализа­ ции. Не случайно их обсуждение на последней ежегодной газовой конфе­ ренции Flame вызвало неоднократные сравнения рядом участников предлагае­ мых мер с опытом советского Госплана. Причина не в злом умысле просочившихся в газовую среду упрямых сторонников планового начала. Налицо терминологиче­ ский кризис. Поэтому уместно отказаться от идеологических, односторонних форму­ лировок и перейти к более технологичным определениям происходящих на газовых рынках процессов. Представляется, что таковым может стать реструктуризация (или реорганизация).

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК

Процессы либерализации на нем на­ чались в 2000-м введением в действие первой Директивы по газу ЕС. Согласно второй Директиве они должны были за­ вершиться к 1 июля с.г. Все потребители стран ЕС (кроме нескольких рынков, отнесенных к «новым» или зависящим от одного поставщика) должны иметь право свободного выбора поставщика голубого топлива.

На деле же Европейская комиссия (ЕК) констатирует недостаточность раз­ вития на газовых рынках конкуренции, предлагая для ее обеспечения дилемму: полное разделение («по собственности») энергетических компаний либо введе­ ние независимых системных операторов газотранспортной инфраструктуры.

По сути, предлагаемая дилемма — ложная. Само по себе разделение компаний не гарантирует рыночного поведения выделяемых из их состава ин­ фраструктурных компонент. Перед ними также возникнут проблемы взаимодейст­вия при решении комплексных вопросов совместного оперативного и стратегиче­ ского управления системами.

Создание независимых системных операторов (НСО) без наделения их определенными функциями также не решает поставленной ЕК задачи. Дей­ ствительно, чтобы быть независимыми (по-видимому, от действующих на рынке компаний —точного определения Комис­ сия пока не предложила), НСО должны быть в значительной мере «новичками» на данном рынке, а с другой стороны, обладать необходимыми знаниями и умениями для выполнения функций операторов соответствующих частей газотранспортных систем.

Таким условиям вполне могут удов­ летворять специализированные сервис­ ные компании. Однако они вряд ли будут достаточно сильными, чтобы решить весь комплекс задач обеспечения ин­ фраструктуры для эффективного функ­ ционирования рынка. И прежде всего центральной задачи — необходимого (в соответствии с потребностями рынка) развития мощностей.

Эти задачи просто выпали из рассмот­ рения при европейской схеме либерали­ зации. Если же они не решены, то рынок (в данном случае понимаемый как сфера купли-продажи газа) неизбежно начинает испытывать диспропорции.

Раздаются голоса, что в неудачах виноваты поставщики газа, которые не предоставляют в должном объеме свои ресурсы на торговые площадки и не способствуют развитию спотовой торговли газом. Заявления странные, поскольку речь идет не о каких-либо допущенных поставщиками наруше­ ниях законодательных, нормативных актов ЕС или отдельных стран-членов, а фактически о недовольстве поведением субъектов рынка, действующих в преде­лах предоставляемых им возможностей и правил.

Проявилась и другая сложность. Раз­ личные ветви Комиссии — директораты - по-разному видят перспективы газового рынка и его желательную конфигурацию. Директорат по энергетике не ставит под сомнение такие основные принципы, как роль долгосрочных контрактов. А вот директорат по конкуренции предпочитает, чтобы их не было вообще, подавляющее большинство сделок совершались на торговых площадках, задачи развития инфраструктуры реша­ лись спонтанно, в результате решений рыночных агентов.

ПРИМЕР ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В стране, ставшей пионером преобра­зований на европейских газовых рынках, в середине 90-х годов компания British Gas пришла к выводу, что происходящие в отрасли изменения регулирующих положений делают для нее невыгодным сохранение в качестве вертикально ин­ тегрированной структуры.

Был создан единый оператор газовой инфраструктуры (компания Transco , в настоящее время их выполняет компания National Gas Grid ), и на него возложена обязанность по развитию сети для обес­печения нужд рынка. Для этого оператор регулярно готовит, представляет в органы регулирования и периодически коррек­ тирует 10-летний план развития сети, занимаясь для этого соответствующим прогнозированием и планированием. Это в целом себя оправдало, однако на уровне ЕС в ходе либерализации ничего подобного предложено не было.



Телефон для контактов: (843) 512-00-89
© 2005-2020 «МегаДом» г. Казань
 
сертификаты и дипломы
как выбрать оборудование
статьи об оборудовании
АРЕНДА и СЕРВИС
Электростанции (Генераторы)
Дизельные
Бензиновые
Газопоршневые
Источники Бесперебойного Питания (ИБП)
Преобразователи частоты (инверторы) и пускатели двигателей
Стабилизаторы
Отечественные
Импортные
Мотопомпы и Насосы
Генераторы на природном газу (NG - LPG)
Воздухонагреватели промышленные
Сварочное оборудование
Отечественное
Импортное
Компрессоры
Прицепы для энергооборудования
ЭНЕРГОСПЕЦТЕХНИКА
ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ - ТРЕБОВАНИЯ - РАСЧЕТЫ
НА ПРИОБРЕТАЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОЩНОСТЬЮ от 500 кВт КРЕДИТ до 3-х лет, ЛИЗИНГ!
Справочная по электоэнергетике и приборам
Все о когенерации
Все о ветроэнергетике
Все о бензогенераторах